Город 21 Века

Консультация адвоката Арзамасцевой Е.И.









08.12.2011:  Лидия Владимировна Петрова

Мы с мужем пенсионеры, живем небогато. На его юбилей мне захотелось подарить ему дорогую, красивую рубашку, которую я присмотрела в соседнем магазине. Несколько месяцев я в тайне от него откладывала деньги с пенсии, и, наконец, набрав нужную сумму, мы с сестрой купили эту рубашку в подарок. При покупке я засомневалась, будет ли сорочка в пору – ведь покупали мы без примерки, чтобы сделать сюрприз, но продавец заверила, что если рубашка не подойдет по размеру, я могу ее в любое время обменять. Она положила подарок в красивую упаковку, а мы так обрадовались, что забыли взять чек. Рубашка оказалась мужу мала, и я понесла ее обратно в магазин. Но там потребовали чек и наотрез отказались обменивать сорочку, сказав, что раз в данном товаре отсутствуют дефекты, то обменивать они рубашку не будут, так как в Законе «О защите прав потребителей» нет указания на то, чтобы качественные товары подлежали обмену. Та же продавец, что была так любезна при продаже рубашки, теперь заявила мне, что не уверена, что товар куплен в их магазине, и без кассового чека это установить невозможно. А то, что товар был упакован в фирменный пакет магазина и на сорочке имеется ценник с наименование организации-продавца – не имеет значения, так как я сама могла его прикрепить. Объясните, пожалуйста, права ли продавец, и что мне делать, чтобы все-таки произвести замену товара на нужный размер, или хотя бы вернуть свои деньги? С уважением, Лидия Владимировна Петрова Раменский район Московской области.

Уважаемая Лидия Владимировна!

 

Действительно, закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей» не регулирует отношения, возникающие между продавцом и покупателем по возврату товара надлежащего качества, но это не значит, что покупатель не может вернуть не подошедшую ему по размеру вещь обратно в магазин или обменять ее на другую.

Продавцы ввели Вас в заблуждение, не обменяв рубашку, поскольку такие отношения регулируются не законом « О защите прав потребителей», а Гражданским Кодексом Российской Федерации и «Правилами продажи отдельных видов товаров», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 года № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других: размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации».

Все указанные мною документы должны в обязательном порядке быть вывешены в магазине на стенде «Уголок потребителя» и продавцы должны отлично знать положения, содержащиеся в них.

Так, статья 502 Гражданского Кодекса Российской Федерации четко определяет, что покупатель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен ему продавцом, обменять купленный товар в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар других: размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.

При отсутствии необходимого для обмена товара у продавца покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму.

Требования покупателя об обмене или возврате товара подлежат удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца.

Об этом же, но, более расширенно, говорится в пункте 26 «Правил продажи отдельных видов товаров», предусматривающих, также, что при отсутствии у продавца необходимого для обмена товара покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму или обменять его на аналогичный товар при первом поступлении товара в продажу. Продавец обязан сообщить покупателю, потребовавшего обмена непродовольственного товара, о его поступлении в продажу.

Кроме того, согласно Правилам, требование покупателя об обмене либо возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также имеются доказательства приобретения товара у данного продавца…

Поэтому, если Вы действительно вовремя принесли рубашку для обмена, и она была новой, имела ценник и товарный вид, то действия продавца по отказу в обмене или возврате товара – противозаконны и могут быть обжалованы.

Конечно, не каждый непродовольственный товар можно вернуть или обменять, о чем также указывает закон.

Вышеупомянутым мною Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55 утвержден Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других: размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. К таким товарам относятся бельевые изделия, парфюмерия, драгоценности, мебель и другие вещи, которые, как правило, имеют определенные санитарно-гигиенические свойства, либо крупные габариты. Мужские сорочки в данный список не входят.

Что же касается чека, который потребовал продавец, то, конечно же, лучше, чтобы он был. Но если чек отсутствует, то закон, в данном случае, также встает на сторону покупателя.

Так, статья 493 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусматривает, что договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.

Вы покупали рубашку вместе с сестрой, которая, в случае необходимости, сможет в суде дать свидетельские показания. Кроме того, у вас имеются иные доказательства покупки – тот же ценник на рубашке, с указанием не только цены и размера изделия, но и изготовителя и фирмы-продавца. И чтобы не говорили в магазине, такое доказательство трудно подделать.

Так что же делать в Вашей ситуации?

Прежде всего, написать претензию или заявление в магазин, описать ситуацию и потребовать замены товара до определенного срока. В претензии необходимо указать, что Вам не предоставили информацию о порядке обмена купленного товара, что уже является нарушением Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» и не выдали чек на покупку.

Претензию (заявление) необходимо написать в двух экземплярах, один из которых под роспись нужно отдать руководству магазина. Если отказываются принять, или отказываются на Вашем экземпляре поставить подпись, отошлите один экземпляр претензии заказным письмом с уведомлении о вручении.

Если, по истечении указанного в письме срока, вам не придет ответ или Вам откажут в удовлетворении заявленного Вами требования, Вы смело можете обращаться в суд за защитой своих нарушенных прав.

Также вы можете обратиться в органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. В том числе, и по телефону «горячей линии» в первый и последний вторник каждого месяца с 10 –00 до 14-00 ( тел. 973-18-58).

 

 С уважением, адвокат Арзамасцева Е.И.

(газета "Бабушкины рецепты")

 

 

← Предыдущий вопрос             Следующий вопрос →

Спасибо, что порекомендовали эту страничку своим друзьям,

нажав на одну из кнопок социальных сетей ниже:


►Подписка на рассылку анонсов новых статей портала

Добавить свой материал

  

  

  



Подписка на нашу рассылку


Логин: Ваш адрес электронной почты: Пароль: Пароль (повтор):